Воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой в группе продленного дня.
Особенностями работы с младшими школьниками являются набор средств и методов преподавания, постановка конкретной цели и достижения ее с помощью эмоционального ключа, а именно: я придаю огромное значение сюжетным играм и упражнениям, уделяю большое внимание развитию двигательной инициативы и самостоятельности детей.
Каждому движению стараться придать образность (особенно при первоначальном разучивании): ходит петушок, цапля, лошадка (с высоким подниманием бедра), ходят гуси (в полуприседе), косолапый мишка, малыш (мелким шагом), идет великан (широким шагом), подбирается кошка к мышке (крадучись). С гордой осанкой, оглядываясь назад, – «идет лиса – всему свету краса», размахивая в такт музыке руками, – физкультурник (в разном темпе, в различных направлениях – прямо, боком, назад, по кругу, змейкой и т.д.)
Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.
- «Трамвай». Ребята стоят на расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за шнур. Это «трамвай». Поднимаю зеленый флажок, «трамвай» движется шагом, потом бегом. Здесь нужно согласовать движения – не набегать на переднего, не отставать, не выходить в сторону. Поднимаю красный флажок – «трамвай» останавливается, ребята поворачиваются, берутся другой рукой за шнур и с появлением зеленого флажка начинают движение.
«Автомобили». Дети передвигаются бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга и при этом вращают руль. Усложнение: двигаются только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного – остановливаются.
«Бабочки». Движутся медленно, размахивая руками. «Самолеты», «жуки», «ракеты» – быстро, в указанном направлении или в рассыпную. Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до…» помогают приобрести необходимые навыки. Для улучшения техники бега наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе, специальные беговые упражнения.
Общеразвивающие упражнения сюжетного характера.
Наряду с традиционными, строго регламентированными, формами проведения ОРУ (упражнения типа зарядки, с предметами, без предметов), использую следующие формы:
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Подготовка к полету на другую планету» и пр.;
- ОРУ на месте: «Проснулись – потянулись», «Самолет на повороте», «Конькобежец», «Мельница», «Дерево», «Мяч», «Ванька-встанька», «Косарь», «Со скакалкой», «На параде»;
- передача с помощью движений отдельных жизненных эпизодов: (стираем, полощем, выжимаем, вешаем сушить, гладим белье);
- умение пользоваться имитацией (идем по глубокому снегу, идем на лыжах, падает снег, играем в снежки, плывем различными способами).
Прыжковые упражнения.
Разными способами вызывем у детей желание повторить действие. Если место приземления ярко обозначить, то «зайчики» будут прыгать на «капусту», «птички» - на «ягодки». Обучая взаимозависимости двигательных действий (чем сильнее оттолкнешься, тем дальше прыгнешь), использую задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия. Это задания соревновательного типа: «…Кто допрыгнет до зеленого кубика – хорошо, до желтого – очень хорошо, а кто допрыгнет до красного – отлично!…». «Кто достанет шар, висящий выше». Позволяю выполнять упражнения самостоятельно. Одна группа занимается под моим руководством, другая проходит к прыжковым ямам. Назначаю старшего в отделении, который следит за очередностью выполнения, подает команду «Можно!», указывает на ошибки, добивается правильного ухода с ямы после прыжка. Поднимает белый флажок, если все было выполнено правильно, и красный, если допущены ошибки. После того, как ребята выполнят упражнения один раз (если выполняли потоком) или несколько (если фронтально), старшим в отделении становится очередной учащийся.
Ползание и лазание, упражнения в равновесии.
Изображая «альпинистов», «туристов», «пограничников», ребята ползают на четвереньках, по-пластунски с подлезанием под предметы, преодолевают «склоны», «подъемы» по приставленной к гимнастической стенке лестнице или скамейке, по гимнастической стенке.
Упражнения в равновесии дети осваивают в игровых заданиях типа «Кто дольше простоит» (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.). Наибольший эффект дают движения, выполненные на уменьшенной и повышенной опоре (ходьба и бег по узенькой дорожке, крутой горке). Для развития двигательной инициативы даю следующие задания: «…До середины скамейки будете идти на носках, а дальше – кто как хочет…». «По скамейке будете передвигаться по-разному, не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал…». Кроме этого, использую движения в рассыпную: кружения в сочетании с ходьбой, бегом и остановкой по сигналу на двух или одной ноге, в том числе с закрытыми глазами.
Игры с ролевым сюжетом.
Создавая интерес к игре, задаю интригующий вопрос детям: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!…» Во время распределения ролей случаются разные конфликты. Стараюсь, чтобы выбор был обязательно мотивирован. Например: «Ребята, пусть первым ловишкой будет Саша. У него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Настя первая услышала зазывалочку и быстро прибежала на условное место. Она и будет затейница».
Для назначения на ведущую роль использую считалочки (на кого выпало последнее слово, тот будет водить); «волшебную палочку» (всевозможные вертушки – кегли, обруч и др.). Этими приемами пользуюсь в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основными критериями является качество выполнения движения и правил.
В таких играх, как «На выставке картин», «Фигуры», дети ярко проявляют свою инициативу (принимают какую-нибудь позу). Я стараюсь увидеть неповторимость каждого ребенка и дать ему самовыразиться.
Охваченные радостным настроением, дети нарушают правила. Замечания делаю в доброжелательной форме (большое количество замечаний отрицательно сказываются на настроении детей). Ослабленного или неуверенного ребенка, придумав удобный повод, беру в помощь себе на некоторое время (например – подержать второй конец веревки, под которую подлезают «цыплята»).
Использование сюжетно-ролевых игр и упражнений, лежащих в зоне положительного влияния на интерес младших школьников, улучшает условия проведения спортивного часа. Это способствует активному включению детей в решение стоящих перед ними задач, что выражается не только в повышении интереса, двигательной активности, но и в более эффективном воспитании физических качеств.
Выступление на МО учителей начальной школы,
воспитателей ГПД, учителей-дефектологов