Консультации для педагогов

Воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой в  группе продленного дня.

 

Особенностями  работы с младшими школьниками являются набор средств и методов преподавания, постановка конкретной цели и достижения ее с помощью эмоционального ключа, а именно: я придаю огромное значение сюжетным играм и упражнениям, уделяю большое внимание развитию  двигательной инициативы и самостоятельности детей.

         Каждому движению стараться придать образность (особенно при первоначальном разучивании): ходит петушок, цапля, лошадка (с высоким подниманием бедра), ходят гуси (в полуприседе), косолапый мишка,  малыш  (мелким шагом), идет великан  (широким шагом), подбирается  кошка к мышке (крадучись). С гордой  осанкой, оглядываясь назад, – «идет лиса – всему свету краса», размахивая в такт музыке руками,  – физкультурник (в разном темпе, в различных направлениях – прямо, боком, назад, по кругу, змейкой и т.д.)

Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.

-  «Трамвай». Ребята стоят на  расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за шнур. Это «трамвай».  Поднимаю зеленый флажок, «трамвай» движется шагом, потом бегом. Здесь  нужно согласовать движения – не набегать на переднего, не отставать, не выходить  в сторону. Поднимаю красный флажок – «трамвай» останавливается, ребята поворачиваются, берутся  другой рукой за шнур и с появлением зеленого флажка начинают движение.

«Автомобили». Дети передвигаются бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга и при этом вращают руль. Усложнение: двигаются только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного – остановливаются.

«Бабочки». Движутся  медленно, размахивая руками. «Самолеты», «жуки», «ракеты» – быстро, в указанном направлении или  в рассыпную. Бег широким шагом требует  энергичного  отталкивания. Увлекательные задания типа  «Кто  сделает меньше шагов до…» помогают приобрести   необходимые навыки. Для улучшения техники бега наиболее эффективен  обычный бег в среднем темпе, специальные беговые упражнения.

Общеразвивающие упражнения сюжетного характера.

Наряду с традиционными, строго регламентированными,  формами  проведения ОРУ (упражнения типа   зарядки, с предметами, без предметов), использую следующие формы:

- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Подготовка к  полету на другую планету» и пр.;

- ОРУ на месте: «Проснулись – потянулись», «Самолет на повороте», «Конькобежец», «Мельница», «Дерево», «Мяч», «Ванька-встанька», «Косарь», «Со скакалкой», «На параде»;

- передача с помощью движений отдельных жизненных эпизодов: (стираем, полощем, выжимаем, вешаем сушить, гладим белье);

- умение пользоваться имитацией (идем по глубокому  снегу,  идем на лыжах, падает снег, играем в снежки, плывем различными способами).

Прыжковые упражнения.

Разными способами вызывем у детей желание повторить действие. Если место приземления  ярко обозначить, то «зайчики»  будут прыгать на «капусту», «птички» - на  «ягодки». Обучая взаимозависимости   двигательных действий  (чем сильнее оттолкнешься, тем дальше  прыгнешь), использую задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия. Это  задания соревновательного типа: «…Кто допрыгнет до зеленого кубика – хорошо, до желтого – очень хорошо, а кто допрыгнет до красного – отлично!…». «Кто достанет шар,   висящий выше». Позволяю выполнять упражнения самостоятельно. Одна группа занимается под моим руководством, другая проходит к прыжковым ямам. Назначаю старшего в отделении, который  следит за очередностью выполнения,  подает команду «Можно!», указывает на ошибки, добивается  правильного ухода с ямы после прыжка.  Поднимает белый флажок, если все было выполнено правильно, и красный,  если допущены ошибки. После того, как ребята  выполнят упражнения один раз (если выполняли потоком) или несколько  (если фронтально), старшим в отделении становится очередной учащийся.

Ползание и лазание, упражнения  в равновесии.

Изображая «альпинистов», «туристов», «пограничников»,  ребята   ползают на четвереньках, по-пластунски с подлезанием под  предметы, преодолевают «склоны», «подъемы» по приставленной к гимнастической стенке  лестнице или  скамейке, по гимнастической стенке.

Упражнения  в равновесии  дети осваивают в  игровых заданиях типа «Кто дольше простоит» (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.). Наибольший эффект  дают движения, выполненные  на уменьшенной и повышенной опоре (ходьба и бег по узенькой дорожке, крутой горке). Для развития  двигательной  инициативы даю следующие задания: «…До середины скамейки будете  идти на носках, а дальше – кто как хочет…». «По скамейке будете передвигаться по-разному,  не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал…». Кроме   этого, использую движения в рассыпную:  кружения в сочетании  с ходьбой,     бегом и остановкой по сигналу на двух или одной ноге, в том числе с закрытыми глазами.

Игры с ролевым сюжетом.

Создавая интерес к игре, задаю интригующий вопрос детям: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!…» Во время распределения ролей случаются  разные конфликты. Стараюсь, чтобы выбор был обязательно мотивирован. Например: «Ребята, пусть первым  ловишкой будет Саша. У него сегодня день рождения. Это  наш ему подарок. Согласны?» Или: «Настя первая услышала зазывалочку и быстро прибежала на условное место. Она и будет затейница».

Для назначения на ведущую  роль использую считалочки (на кого выпало последнее слово, тот будет водить); «волшебную палочку» (всевозможные вертушки – кегли, обруч и др.). Этими  приемами пользуюсь в начале игры. Для назначения нового ведущего    в ходе  игры основными критериями является качество выполнения движения  и правил.

В таких играх, как «На выставке картин», «Фигуры», дети ярко проявляют свою инициативу (принимают какую-нибудь позу). Я стараюсь  увидеть неповторимость каждого ребенка  и дать ему самовыразиться.

Охваченные радостным настроением, дети нарушают правила.  Замечания делаю в доброжелательной форме (большое количество замечаний отрицательно сказываются на настроении детей). Ослабленного или неуверенного ребенка, придумав удобный повод, беру в помощь себе на некоторое время (например – подержать второй конец веревки, под которую подлезают «цыплята»).

Использование сюжетно-ролевых игр и упражнений, лежащих в зоне  положительного  влияния на интерес младших школьников, улучшает условия проведения спортивного часа. Это способствует активному включению  детей в решение стоящих  перед ними задач, что выражается не только в повышении интереса, двигательной активности, но и в более эффективном  воспитании физических качеств.

                                                 

 

                                    

                                    Выступление на МО учителей начальной школы,

                                    воспитателей ГПД, учителей-дефектологов