История школы
НАШ МИКРОРАЙОН
Микрорайон, где находится улица Лермонтова, невелик. Он расположился в стороне от больших и шумных улиц, проспектов. Не беспокоит жителей шум городского транспорта. И в то же время этот уголок старого города живет полнокровной жизнью. Здесь расположены завод «Рембыттехника», фабрика химчистки, объединение по индпошиву обуви. В самом начале улицы находится поликлиника №1 и здание первой городской больницы имени Соловьева. Долгие годы этим учреждением здравоохранения руководил Мирончик, первый врач, получивший звание героя Социалистического труда.
Неподалеку виднеются трибуны стадиона «Неман» - на наших глазах он перестраивался, рос и стал самым современным спортивным сооружением, где укрепляют здоровье и приобщаются к спорту тысячи горожан.
Совсем рядом с нашей школой находится одно из старейших предприятий города (построено в конце 30-х годов прошлого века) - кожевенный завод. Это наши шефы. Многие страницы школьной истории неразрывно связаны с этим предприятием, его работниками, в разные годы проявлявшими интерес и живое участие к школьным делам и проблемам.
Неподалеку от школы разбит парт в честь 40-летия ВЛКСМ. Главная аллея парка является как бы продолжением улицы Лермонтова и ведет к стеле, воздвигнутой в честь 850-летия нашего города.
На краю парка воздвигнуто современное здание дворца детско-юношеского творчества, в котором приобщаются к прекрасному дети всего города, а учащиеся нашей школы являются постоянными посетителями кружков и секций, раскрывают свои таланты на гостеприимной сцене дворца.
Новый парк - так его называют в народе - примыкает к правому берегу полноводного Немана, на крутом берегу которого уже много столетий удивляет нас своей красотой памятник древнего зодчества - Коложская церковь …
Вот в таком тихом, но живущем в современном ритме и находящемся в центре большого города, уголке находится улица Лермонтова – улица, с которой связана история наших будней и праздников...
НАША УЛИЦА
… Я люблю нашу улицу. Она тихая, тенистая, зеленая. Это улица моего детства, моей далекой юности. С ней связано немало воспоминаний: веселых и грустных, добрых … Но почему ей присвоено имя русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова? Мне думается, его творчество лирично и свежо, как и сама улица. Может быть поэтому в конце улицы расположился молодой чудесный парк имени 40-летия ВЛКСМ, где высится сооружение в честь 850-летия нашего города.
Многие здания здесь построены до 1939 года. Совсем недавно наша улица пополнилась такими зданиями, как поликлиника №1, где все делается для того, чтобы жители нашего района всегда были здоровы. В самом начале улицы, где она граничит с улицей Горького – красивейший фонтан. А ведь раньше на этом месте был рынок с торговыми постройками. На противоположной стороне – современное высотное здание статистического управления. На его месте еще лет семь тому назад стояли маленькие частные домики.
Живет на улице Лермонтова человек, награжденный орденом Ленина. Это бывший директор первой школы Баран Владимир Иванович.
В доме №38, почти напротив нашей школы, размещена гостиница производственного объединения «Азот» имени С.О. Притыцкого. А ведь немногие знают, что дом был построен в 1939 году полковником польской армии. Но не пришлось ему здесь пожить, с приходом советской власти семья уехала в Варшаву…
Из воспоминаний Горай Натальи Павловны,
воспитателя нашей школы
НАША ШКОЛА
Наша школа была расположена по адресу: улица Лермонтова, 31.
В деревянном здании, построенном еще в 1928 году, долгие годы работала средняя общеобразовательная школа, в которой существовало несколько классов. Инициаторами создания специальной вспомогательной школы стали педагоги–дефектологи Гершман Аркадий Леонидович и Крупник Елена Иосифовна, проживающие ныне в Израиле.
Ветераны школы вспоминают, что при выборе места для школы учитывалось то, что здание находится в центре (ведь сюда будут приезжать учиться дети со всего города), но в стороне от больших шумных улиц с интенсивным движением; совсем недалеко – дворец творчества, где дети смогут развивать свои способности в многочисленных кружках и студиях; рядом со школой – большой тихий парк – прекрасное место для отдыха, игр и занятий спортом.
Таким образом, в 1978 года общеобразовательная школа была преобразована в специальную вспомогательную школу №4 для детей с особенностями в психофизическом развитии.
Нелегкий труд подбора кадров, организации учебно-воспитательного процесса и многих других проблем приняла на свои плечи первый директор школы - Сухоцкая Любовь Ивановна, а ее помощником - завучем по учебной и воспитательной работе стала Ильина Нина Ильинична.
В первый год существования нашей школы в ней было всего 2 класса, которые располагались в «домике» - так мы ласково называли небольшой деревянный дом с колоннами, стоящий рядом с основным зданием. Ведь в большом здании еще находились классы массовой школы, которые затем были переведены в другие школы города.
Постепенно школа росла и уже через 3 года, в 1981 году в ней работало 18 классов и 18 групп продленного дня, в которых обучалось 350 детей. Учительский коллектив насчитывал 52 педагога.
Из воспоминаний Л.И. Сухоцкой,
первого директора школы
Профессионально-трудовое обучение в те годы велось по швейному, столярному, слесарному и картонажному делу.
В школьной библиотеке насчитывалось около 5000 экземпляров художественной литературы, 3000 учебников. Долгое время библиотечным фондом заведовала Оскирко Г.А. с 1997 года и по настоящее время библиотекой руководит Галицкая Л.Н.
В школе в то время работал 21 кружок, среди них гимнастический (рук. Волынец В.Т.), туристический (рук. Волошко Е.А.), хоровой (рук. Волынец А.А.), «Аленький цветочек» (рук. Белекало Н.И., Невгень В.Н.) и многие другие. Организацией общественно-полезного труда занималась Блехман Б.З.
О здоровье учащихся со дня основания школы и до ухода на заслуженный отдых заботилась врач-психиатр Прокопчик И.И. В данный момент врача-психиатра в школе нет.
Заслуженные педагоги школы
Первый коллектив педагогов:
Сухоцкая Любовь Ивановна – директор,
Ильина Нина Ильинична – зам.директора,
Шведова Галина Анатольевна,
Кувалдина Светлана Семеновна,
Волошко Евдокия Анатольевна,
Почивалова Нина Ивановна
В разные годы существования школы в ней работали учителя, посвятившие свою жизнь нелегкому педагогическому труду. Это Зорко Екатерина Михайловна, впоследствии долгие годы работавшая директором городского дома учителя, Сильвестрова Светлана Евгеньевна, которая в настоящее время является профессором Гродненского Государственного университета им. Янки Купалы.
Многие педагоги удостоены звания «Отличник народного образования». Среди них - Сухоцкая Любовь Ивановна – первый директор, руководившая школой с 1978 по 1996 год, Ильина Нина Ильинична – первый заместитель директора, Горай Наталья Павловна и Заяц Ядвига Михайловна - воспитатели групп продленного дня.
Учителя Соколов Анатолий Алексеевич, Хох Григорий Александрович являются ветеранами войны и труда.
С первых лет основания школы педагогический коллектив отличался сплоченностью, молодым задором, являлся зачинателем интересных творческих дел и традиций.
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ РАЗНЫХ ЛЕТ
С 1978 года директор школы – Сухоцкая Любовь Ивановна
заместитель директора – Ильина Нина Ильинична
с 1981 года заместитель директора – Почивалова Нина Ивановна
с 1990 года в школе введена должность
заместителя директора по воспитательной работе
первый ЗВР – Шведова Галина Анатольевна
с 1996 года заместитетем директора по воспитательной работе
назначена Струкова (Подберезская) М.А.
с 1997 года директор школы - Литвин Ольга Иосифовна
зам. директора по учебной работе –
Кульчицкая Галина Петровна
с 1998 года зам. директора по воспитательной работе назначена
Билида Ирина Александровна
С 2001 года зам. директора по учебной работе –
Билида Ирина Александровна
зам. директора по воспитательной работе –
Николаева Надежда Владимировна
с 2006 года директор школы – Билида Ирина Александровна
зам. по учебной работе – Бекиш Наталья Ивановна
с 2007 года зам. директора по учебной работе –
Подберезская Маргарита Анатольевна
с 2010 года зам. директора по воспитательной работе –
Правко Наталья Николаевна
с 1997 года в школе введена должность педагога социального -
первый педагог социальный –
Маканина Юлия Алексеевна
с 1999 года в школе введена должность психолога –
первый психолог - Духовник Ольга Кондратьевна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Обучение и воспитание учащихся с особенностями в развитии осуществляется по специальным программам. Весь процесс образования носит коррекционно-развивающую направленность, где основное внимание уделяется развитию социальной адаптации и формированию практических навыков трудовой деятельности учащихся.
Разработка и апробация программ
В рамках решения проблем обучения и воспитания за период с 1999 по 2004 год в школе разработан и апробирован пакет документов:
- комплексная целевая программа “Развитие”; программа “Воспитание”; программа “Здоровье”;
- комплексная программа по предупреждению правонарушений на 2003-2008 г.;
программы: “Семья”, “Профориентация”, “Социально-бытовая адаптация”, “Идеологическая работа”.
Школа приняла участие в предварительном этапе разработки положения о десятибалльной системе оценивания результатов учебной деятельности учащихся вспомогательных школ. 28 мая 2003 года был издан приказ Министерства образования Республики Беларусь и Временное положение о десятибалльной системе оценивания учебной деятельности учащихся вспомогательной школы. С 2003-2004 учебного года школа работает, основываясь на данном положении, разработанном сотрудниками отдела обучения детей с сенсорными нарушениями и интеллектуальной недостаточностью Центра специального образования НИО Левяш С.Я., Лисовской Т.В., Лещинской Т.Л.
ТРАДИЦИИ ШКОЛЫ
Культурно-массовая работа
В 2008 году школа отметила свое 30-летие. В этот день школа принимала гостей – ветеранов педагогического труда. 30 лет - достаточно зрелый возраст, когда можно подводить итоги, говорить о традициях, сложившихся в коллективе.
В 1983 году был образован совместный хор учителей школы и работников кожевенного предприятия. Долгие годы этот коллектив неоднократно выезжал с концертами в подшефный колхоз деревни Гожа, принимал активное участие в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности среди коллективов города. Визитной карточкой школьного хора стала полюбившаяся всему коллективу удивительно мелодичная песня «Криницы».
1980-е годы. Участники школьного хора
Учителя школы совместно с учащимися принимают активное участие в республиканском конкурсе «Весялковы карагод», который с 1995 года проводится среди специальных школ и школ-интернатов. С 1996 по 2000 наша школа неоднократно становилась лауреатом этого конкурса в различных номинациях, в 2002 году – награждена дипломом Министерства образования РБ, дипломом лауреата областного конкурса, диплома 1-й степени удостоена танцевальная группа.
Под руководством учителей белорусского языка и воспитателей ГПД постоянно ведется работа по национальному воспитанию учащихся, по их приобщению к национальным традициям своего народа. Ученики школы совместно с учителями проводят фольклорные праздники (“Міхайлаў дзень”, “Проводы зимы или Масленица”, “Свята Спас”, “Троица”, “Русалле”, “Дзяды” ).
Изучению исторического прошлого Гродненщины и всего Белорусского края посвящены заочные путешествия и экскурсионные походы и поездки. В 80 – 90-е годы под руководством учителей физкультуры Малышева В.А. и Малышевой Т.В. старшеклассниками школы регулярно совершались пешие туристические походы.
ДЕТСКОЕ ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Сегодня, как и в 80-е годы, активно работает школьная детская организация «Республика “Чиж”» (“Чрезвычайно интересная жизнь”), возглавляемая президентом, советом министров и педагогом-организатором. Она функционирует на основе программы детского школьного самоуправления, в основе работы которой лежит клубная деятельность. В рамках школьного самоуправления в школе действуют разнообразные клубы: клуб старшеклассников “На пороге жизни” (8-9 кл.), клуб “Хоровод друзей” (7 кл.), клуб “Как прекрасен этот мир” (6 кл.), клуб “Хочу все знать” (5 кл.).
1980-е гг. Пионервожатая (ныне директор школы) Билида И.А.
в окружении членов республики «ЧИЖ»
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ
Специфика вспомогательной школы заключается в формировании практических умений и навыков в трудовой деятельности, развитии социальной адаптации учащихся. Поэтому большая часть учебного и внеурочного времени отводится приобщению наших воспитанников к общественно-полезному и профессиональному труду. Праздники труда – одна из самых давних и непрерывных традиций в нашей школе. Каждый год в конце третьей четверти проводится неделя труда, в течение которой учащиеся вместе с педагогами работают внутри и на территории школы, занимаются починкой мебели, изготавливают предметы быта. Завершается неделя общешкольным «Праздником труда», включающим в себя творческие игры, конкурсы, мастер-классы юных кулинаров, модельеров, швей и выставку предметов, изготовленных руками учащихся.
СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ
Одним из приоритетных направлений работы школы является пропаганда здорового образа жизни, которая осуществляется через проведение спортивных мероприятий, дней здоровья, уроков физической культуры, физкультминуток, посещение Центра здоровья учащимися 7-8 классов, беседы, встречи с медслужбами города и др.
Учащиеся школы принимают активное участие в олимпийском движении детей с особенностями психофизического развития и традиционно занимают призовые места в спартакиадах, соревнованиях различного уровня среди специальных школ и школ-интернатов. Тренируются ребята под руководством учителя физкультуры Левонца В.П., который уже много лет готовит учащихся к соревнованиям, помогает им завоевывать победу в играх «Спешиал Олимпикс», достойно представляя свое учебное заведение на уровне города, области, республики.
В 1997 году спортивная команда детей по плаванию завоевала 26 медалей (10 золотых, 10 серебряных, 6 бронзовых) на I Олимпийских играх в рамках программы “Спешиал Олимпикс”.
В 1999 году олимпийская команда по легкой атлетике завоевала 6 золотых медалей. На базе спортивного комплекса “Красное Знамя” создана команда по футболу.
С 2000 по 2006 год команда школы по мини-футболу трижды завоевывала 1 место (на первенстве РБ и областных соревнованиях, в рамках программы “Спешиал Олимпикс”), 2-ое место команда завоевала в рамках Европейской недели футбола. Сборная команда школы по лыжам завоевала 3-е место на областной спартакиаде (программа “Спешиал олимпикс”), а по легкой атлетике на 10-х областных соревнованиях получила 2-ое место. В 2007-2008 – 1 место и грамота ОУО в ХVIII спартакиаде. В 2008-2009 – первенство области по легкой атлетике (3 место), второе место по настольному теннису и первое место в ХIX-ой спартакиаде.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа по семейному воспитанию во вспомогательной школе имеет свои отличительные особенности. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью требует очень прочной, практически повседневной связи педагогов с семьями учащихся. Поэтому в школе разработана и постоянно совершенствуется система работы с родителями.
Для родителей организуются консультации специалистов в области медицины, психологии, права, социальной защиты. На родительских собраниях решаются вопросы воспитания, обучения детей. К участию в воспитательных мероприятиях привлекаются мамы, бабушки, отцы наших подопечных.
С 1998 года в школе существует традиция проведения конференции отцов «На плечах отца держится мир». Это мероприятие проводилось ранее накануне дня Советской Армии, в настоящее время – дня Защитника Отечества. К этому событию в школе организуется выставка, на которой представляются работы, изготовленные ребятами, как на уроках трудового обучения, так и совместно со своими отцами. В адрес родителей звучат поздравления, для них педагоги и дети готовят концерт.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Если взглянуть на нашу школу взглядом стороннего наблюдателя, то можно сказать, что внешне она ничуть не изменилась за эти 30 лет. Но это далеко не так. Мы постепенно меняем дизайн нашего уютного внутреннего дворика, омолаживаем старый сад. Администрация школы заботится о том, чтобы детям было комфортно в стенах школы: делается современный ремонт в коридорах и классах, приобретается новая мебель для кабинетов.
В наши дни педагогическим коллективом очень многое делается для того, чтобы в школе детям было интересно учиться и дружить, заниматься спортом и приобретать основы будущей профессии, чтобы затем продолжить учебу в профессионально-техническом колледже и адаптироваться в социуме.
Мы помним все добрые дела наших предшественников, чтим и продолжаем традиции тех, кто в разные годы работал в школе. Вместе с тем наш коллектив находится в постоянном поиске новых форм и методов работы с детьми, чтобы сделать жизнь школы еще более насыщенной и интересной.