Одной из задач трудового обучения является подготовка учащихся к выбору профессии и обеспечение профессионального самоопределения.
Выпускники специальной школы понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества, однако они испытывают многочисленные трудности в профессиональном самоопределении. Сложности начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения - профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед ними встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений с реальными возможностями.
Поскольку им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда, постольку многие учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии. Зачастую они претендуют даже на профессиональную деятельность, связанную с интеллектуальным трудом, что говорит о сильно завышенной самооценке и о высоком уровне притязаний.
Профессиональное самоопределение выпускников затруднено бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий и представлений, незрелостью чувств и интересов. Выпускники, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения с возможностями.
Следовательно, решающим фактором при выборе профессии выпускниками вспомогательной школы становится влияние педагогов, и проводимая в школе работа по формированию профессионального самоопределения учащихся.
Формирование профессионального самоопределения выпускников вспомогательной школы, выражается:
-в формировании профессиональной направленности путем расширения их представлений о профессиях;
-в побуждении учащихся к осознанному выбору профессии;
-в профессиональном самоопределении выпускников для своевременной успешной социализации.
В своей работе по профессиональному самоопределению выпускников школы, я для себя определила следующие задачи:
- формировать устойчивую мотивацию выпускников вспомогательной школы к выбору будущей профессии;
- содействовать формированию у учащихся положительного отношения к самому себе, способствовать осознанию своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- оказывать помощь выпускникам в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута.
Проанализировав список ключевых компетенций, можно выделить ряд компетенций, которыми должны овладеть выпускники вспомогательной школы в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Можно выделить ключевые условия для формирования образовательно-профессионального маршрута выпускника: учет индивидуальных особенностей учащихся, оказание своевременной помощи и поддержки в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив, учет вариативности направлений.
Вышеуказанные условия дают основание утверждать о формировании профессиональной компетентности обучающихся, которая и выражается в грамотно выстроенном индивидуальном образовательно-профессиональном маршруте.
Профессиональная компетенция выпускников реализуется в :
- Осознании собственных сил и возможностей , уверенности в себе, ответственности за свои поступки и решения;
- Способности к адекватному восприятию себя в коллективе, в будущей трудовой деятельности и жизнеустройстве;
- Приобретении необходимых трудовых навыков, способность к освоению инноваций и практическому их применению;
- Владению необходимым профессиональным минимумом, способствующим профессиональному выбору, позволяющим реализовать себя на рынке низкоквалифицированного труда;
- Знанию и применению основ трудоустройства, выполнению требований работодателя, знанию своих прав и обязанностей.
Так изучение раздела программы «Профессиональное самоопределение» способствует систематизации и расширению профессиональной информации, необходимой для осознанного выбора профессии и путей ее получения, формирования устойчивой мотивации выпускников к выбору будущей профессии;
Составляющими формирования положительной профессиональной компетенции являются: информированность учащихся о мире профессий, о реальной ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об определяющих аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование).
С целью формирования положительной устойчивой мотивации к выбору профессии я использую разнообразные формы внеурочной деятельности:
- профориентационные экскурсии на предприятия города экскурсии, в учебные заведения с целью оказания помощи ученикам соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам;
- внеурочные мероприятия: «Фестиваль профессий», устный журнал «Профессия. Выбираем вместе», круглый стол «Востребованность выпускников школы на рынке труда» и др. целью которых являлось расширение информированности учащихся о мире профессий, знакомство со степенью их востребованности на рынке труда, развитие умения соотносить полученную информацию о профессиональном самоопределении с личными индивидуальными особенностями возможностями.
-выставки работ учащихся;
В школе постоянно действуют выставки: «Оч.Умелые ручки(обработка древесины), «Игла-волшебница» (обработка тканей)
Вся образовательная деятельность школе направлена на формирование социальной компетенции обучающихся, т.е. готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.
Наиболее благоприятные условия формирования социальной компетентности у обучающихся имеют уроки профессионально-трудового обучения.
И не случайно, ведь для наших детей труд - это условие успеха.
Реализацию социальной компетентности у выпускников я бы разделила на следующие составляющие:
- Формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков.
- Участие школьников в планировании и выполнении трудовых заданий.
- Привлечение учащихся к работе, результатами которой могут воспользоваться другие. Это такие работы как:
- ремонт и сборка мебели (обработка древесины);
- ремонты кабинетов (ремонтно-строительные работы);
- пошив костюмов к праздникам, выступлениям (обработка тканей);
- работа на пришкольном участке (растениеводство)
Эта работа побуждает их к активной, инициативной деятельности, содействуя тем самым развитию ее целенаправленности.
- Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и умений.
- Формирование практических умений выполнять жизненно значимые действия, используя полученные знания по предмету;
- Формирование у выпускников ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению;
В настоящее время, когда страна осваивает рыночные отношения, чрезвычайно стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также экологического воспитания обучающихся. Одной из насущных задач является воспитание практичного человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.
Уроки профессионально-трудового обучения предоставляют возможность для частичного решения указанных задач.
Например, на уроках ремонтно -строительного дела, мы с ребятами рассчитываем стоимость ремонта квартиры, планируем ремонтные работы, учимся снимать показания счетчиков, и соответственно, учимся экономить ресурсы.
На уроках растениеводства в 10 классе, учитель должен объяснить, как нужно делать заготовки впрок, правильно хранить выращенный урожай, организовать рациональное питание в семье. Особое внимание обучающихся, при изучении зерновых культур (пшеница, рожь), я обращаю на экономное использование хлеба: покупать не более того, что может съесть семья, белый и чёрный хлеб хранить отдельно, чёрствый не выбрасывать.
Это и выращивание определенного растения, при возделывании которого обучающиеся самостоятельно (под руководством учителя) применяет знания, умения, навыки.
Для обеспечения духовного и физического саморазвития выпускников реализую компоненты личностной компетенции.
Выпускникам характерны специфические черты, к которым относятся: отставание в развитии мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса. Они неуверенные в своих силах, нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания.
Используя различные формы работы, я не только формирую у выпускников умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии, но и оказываю им индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии. Сосредоточиваю внимание выпускников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомлю учащихся со способами достижения результатов в данной деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней.
На уроках трудового обучения и профессиональной подготовки мы изучаем и обсуждаем квалификационные требования к осваиваемой профессии, обсуждаем ситуации трудовых отношений.
При проведении занятий, я пытаюсь помочь своим ученикам соотносить профессиональные требования со своими личностными особенностями. Так при проведении внеклассного мероприятия «Дорога в будущее», я рекомендую своим воспитанникам «узнать, изучить самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания»
Раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья и последующих возможных заболеваний при выборе профессии помогли внеклассные мероприятия «Вся правда о профессиях», классный час «Профессия и здоровье»
Учитывая особенности психики выпускников- их пассивность, рассеянность, неуверенность в своих силах, на уроках и во внеклассной работе, я создаю благоприятный фон: бодрое, деловое настроение, использую различные методические приемы, музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации, просмотр видеороликов. («Праздник труда») конкурсная игровая программа «Поговорим о профессиях»
Формирование коммуникативной компетенции у учащихся специальной школы осуществляется систематически. Коммуникации нельзя научить, не создавая ситуации общения, диалога, стимулирования потребности в речевом высказывании. Поэтому необходимо не только способствовать обогащению знаний, умений и навыков учеников, но стремиться обучить их переносить усвоенные нормы и правила речевого этикета в бытовые ситуации, просто верно и грамотно излагать свои мысли на уроках, повсеместно , в быту.
В моей практике для реализация коммуникативной компетентности в процессе формирования профессионального самоопределения я использую:
- Обучение владение различными социальными ролями
(КТД « Большая экономическая Игра, Ролевой урок « На строительной площадке», Экскурсии в магазин стройматериалов с целью выбора стройматериалов , игра «Неудобная ситуация», в которой одному из участников предлагается найти выход из заданной жизненной ситуации)
- Применяю в работе Дидактических игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень активности, хорошо развивает память, мышление;
- При опросах своих учеников, всегда обращаю внимание на полноту, развернутость ответа, правильность использования технической терминологии, названия инструментов и оборудования;
Развитие вышеназванных компетенций, являющихся только частью ключевых компетенций выпускника вспомогательной школы, которая поможет подготовить выпускника, способного осознанно выбрать свой профессиональный выбор, в соответствии со своими профессиональными возможностями
Формирование компетентностей выпускников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Но независимо от технологий, которые использует учитель, он должен помнить нижеприведенные правила:
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- Помогайте обучающимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте обучающихся думать и действовать самостоятельно.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, учите так, чтобы они понимали, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте обучающимся, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений.
Правильно сделанный выбор выпускника вспомогательной школы– это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию, адаптации в социуме.
Вот ключ к развитию социально-адаптированной личности с компетентностным подходом к выбору будущей профессии, активно действующей, способной выстраивать жизненную перспективу.