Правила внутреннего распорядка
для обучающихся ГУО «Специльная школа г. Гродно»
- Прием в ГУО «Специальная школа г. Гродно» осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования.
- Порядок отчисления из ГУО «Специальная школа г. Гродно»
Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя ГУО «Специальная школа г. Гродно» об отчислении обучающегося, которое оформляется приказом об отчислении с указанием оснований для его отчисления.
Обучающиеся отчисляются в связи с получением образования; досрочно.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования с несовершеннолетним допускается только с уведомления соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа.
- Меры социальной поддержки обучающихся
Меры социальной поддержки обучающихся ГУО “Специальная школа г. Гродно”:
бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
обеспечение бесплатным питанием;
обеспечение средствами и предметами первой необходимости;
охрана здоровья.
- Меры дисциплинарного взыскания и порядок применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся
За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
К могут быть применены следующие меры: замечание; выговор; отчисление.
К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста семнадцати лет.
Данные меры применяются после предварительного применения мер педагогического воздействия и их недостаточной эффективности.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе учитывается тяжесть проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося. Основания и ограничения применения мер дисциплинарного взыскания отражены в статье 128 Кодекса.
Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования.
Для применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.
- Информация о правах обучающихся
Обучающиеся имеют право:
на получение образования в соответствии с образовательными программами специального образования;
на перевод в другое учреждение образования;
на восстановление для получения образования в учреждении образования,
на обучение по индивидуальному учебному плану, индивидуальной программе в случаях, предусмотренных Министерством образования Республики Беларусь;
на создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития;
на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса и бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также на получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
на бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений;
на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями и библиотекой;
на каникулы;
на поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
на получение платных услуг в сфере образования;
на участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной, инновационной деятельности; в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству и др.
- Информация об основных обязанностях обучающихся
Обучающиеся обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ специального образования, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
выполнять требования учредительных документов школы и данных правил;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
бережно относиться к имуществу школы соблюдать ее традиции;
выполнять правила безопасного поведения, санитарно-гигиенические требования;
подчиняться решениям педагогического и методического советов, приказам директора, настоящим правилам.
- Информация о запрете
Запрещается:
курить; приносить, иметь, передавать, использовать алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, токсические и другие одурманивающие, наркотические, психотропные вещества и их аналоги и находиться под их воздействием в помещениях и на территории учреждения образования;
приносить в учреждение образования и иметь при себе опасные для жизни и здоровья предметы (оружие, боеприпасы, пиротехнические средства и др.);
использовать во время учебных занятий средства мобильной связи, не имеющие отношения к образовательному процессу;
использовать и распространять информацию, причиняющую вред здоровью и развитию;
пропускать занятия без уважительной причины;
уходить из школы без разрешения педагогических работников.
- Режим дня для обучающихся
Продолжительность основных компонентов режима дня должна соответствовать возрастным возможностям детей и особенностям состояния их здоровья.
Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме пятидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю, для проведения спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе занятий на учебно-производственных объектах.
Учебные занятия осуществляются в одну смену. Оптимальной является организация образовательного процесса с 8.30
Для организации внеучебной деятельности обучающихся используются помещения общего назначения: библиотека, актовый и спортивный залы, помещения для занятий по интересам и другие.
Длительность занятий по интересам определяется состоянием здоровья и не превышает 45 минут для детей в возрасте от 8 до 10 лет, 1,5 часа – для детей в возрасте от 11 лет.
- Меры по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса
Меры по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса включают:
оказание медицинской помощи;
определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул;
пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
организацию оздоровления;
создание условий для занятий физической культурой и спортом;
профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на территории учреждения образования.
- Требования к одежде и внешнему виду обучающихся
В целях соблюдения эстетических и санитарных норм и правил на учебных занятиях, обучающиеся должны соблюдать деловой стиль в одежде, подразумевающий строгость, сдержанность в выборе ткани, цвета, покроя и аксессуаров.
Выбирая одежду, выдержанную в деловом стиле, следует придерживаться основных требований: удобство, соответствие размеру и сезону, использование натуральных тканей.
Во внеурочное время – повседневная одежда, не сковывающая движений, соответствующая воздушно-тепловому режиму школьных помещений.
Для занятий физической культурой – спортивная форма, спортивная обувь.
- Правила поведения обучающихся
11.1. во время проведения учебных занятий, перерывов между ними
Обучающиеся обязаны являться в учебное занятие не позднее, чем за 15 минут до звонка на первый урок, с выполненным домашним заданием, учебниками и учебными пособиями, тетрадями, другими необходимыми материалами;
занять свое рабочее место и приготовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему занятию;
встать в знак приветствия при входе педагогического работника в класс и сесть после ответа на приветствие и его разрешения;
на уроках они обязаны старательно овладевать знаниями, умениями и навыками, выполнять указания педагогического работника по порядку осуществления учебной деятельности, соблюдать порядок и дисциплину, правила по безопасному выполнению работ и правила пожарной безопасности; не шуметь, не отвлекаться и не отвлекать других от учебных занятий;
при необходимости выхода из класса необходимо получить разрешение педагогического работника;
поднимать руку при необходимости задать вопрос или при ответе на вопрос;
записывать домашнее задание в дневник;
предъявлять для проверки тетрадь, дневник для выставления отметок и внесения замечаний;
пользование мобильными телефонами, плейерами и другими гаджетами во время учебного занятия не допускается, на ГПД только под руководством педагогического работника в ситуациях, имеющих отношение к образовательному процессу;
обучающийся вправе покинуть класс после звонка после объявления об окончании учебного занятия;
при опоздании на учебное занятие по уважительной причине необходимо постучать в дверь, извиниться и с разрешения педагогического работника сесть за парту.
Во время перерывов между занятиями (перемен) и после их окончания обучающийся обязан навести порядок на своем рабочем месте.
Во время перерыва запрещается:
самовольно открывать или закрывать окна;
облокачиваться о подоконники, свешиваться в открытые окна;
включать любые электроприборы;
толкать друг друга, применять физическую силу;
употреблять непристойные выражения и жесты.
11.2. в столовой
В столовой обучающиеся обязаны соблюдать правила личной гигиены, культуру питания, чистоту и порядок в помещении столовой.
Посещение столовой разрешается в сопровождении педагогического работника.
Во время посещения столовой обучающиеся должны:
вымыть руки перед приемом пищи;
не спешить, не разговаривать, не отвлекаться во время приема пищи;
сидеть прямо, соблюдать культуру питания;
унести посуду по завершении приема пищи;
убрать за собой мусор и спокойно покинуть обеденный зал.
Во время пребывания в столовой неукоснительно выполняют требования дежурного педагогического работника, работника столовой.
Обучающиеся 6-12 классов могут во время дежурств привлекаться: к сервировке столов (расстановка посуды, хлебниц, столовых приборов, салфеток); к раздаче на столы порционных блюд (кроме раздачи горячих первых и третьих блюд).
11.3. во время самоподготовки
Порядок выполнения домашних заданий выбирается школьниками по собственному усмотрению.
Во время самоподготовки они:
качественно и добросовестно выполняют учебные задания в соответствии с требованиями учебной программы в отведенное для этого время, слушают объяснения воспитателя;
обращаются к воспитателю в случаях затруднения при выполнении домашнего задания;
осуществляют самоконтроль, представляют выполненное домашнее задания воспитателю;
соблюдают порядок на рабочем месте;
берегут имущество, учебники и учебные пособия, средства обучения.
11.4. на территории учреждения образования
На территории учреждения образования обучающиеся должны соблюдать нормы техники безопасности, в том числе противопожарной безопасности; энерго- и ресурсосбережения;
соблюдать правила безопасности во время игр на спортивной площадке, во дворе, зонах отдыха; игры, занятия на спортивных снарядах проводятся в присутствии педагогического работника;
не разрешается самовольно устраивать катки, ледяные дорожки;
запрещается провоцировать драки и участвовать в них;
не разрешается самовольно покидать территорию школьного двора.
11.5. в общественных местах, во время экскурсий, посещения музеев и др.
К участию в культурно-массовых мероприятиях, к проведению экскурсий и посещению социокультурных учреждений допускаются обучающиеся, ознакомленные с программой мероприятия и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Руководитель группы составляет и утверждает маршрутный лист, в котором указывается место проведения мероприятий, транспортные, временные и иные ресурсы, необходимые для его посещения.
Обучающиеся обязаны:
быть соответственно одеты, не иметь при себе предметов, которые создают опасность во время проведения экскурсии;
передвигаться только группами в сопровождении руководителя группы, слушать его указания, быть внимательными при нахождении в общественных местах;
уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к памятникам истории и культуры;
своевременно информировать руководителя группы об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
Правила поведения перед началом поездки:
спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
не выходить навстречу приближающемуся автобусу;
по команде руководителя группы спокойно войти в салон автобуса после его полной остановки;
занять место для сидения, при этом первыми входят старшие дети, занимающие места в дальней от водителя части салона.
Правила поведения во время поездки в транспорте. Запрещается:
открывать окна, форточки и вентиляционные люки;
загромождать проходы в пассажирском салоне сумками, портфелями и т.п.;
отвлекать водителя во время движения разговорами;
после завершения поездки следует выходить из автобуса спокойно, не торопясь, после полной его остановки и с разрешения руководителя группы, при этом первыми выходят дети, занимающие места у выхода из салона.
- Порядок выхода за территорию учреждения образования и поведение обучающихся во время выхода за территорию учреждения образования
Выход за территорию учреждения образования, освобождение обучающихся от учебных, коррекционных и иных обязательных занятий для участия в мероприятиях, установленных планом работы ГУО “Специальная школа г. Гродно”, иных случаях допускается:
по письменному заявлению его законных представителей,
приказу директора школы.
При выходе за территорию они обязаны записаться в «Журнале учета обучающихся, покинувших учреждение образования».
Ответственность за сопровождение, жизнь и здоровье, безопасность передвижения их вне территории школы несут их законные представители.
Данные заявления о передвижении обучающихся во время выхода за территорию учреждения образования в течение определенного временного промежутка (учебный год, полугодие, четверть, месяц) фиксируются педагогическим работником в Карте класса с указанием местонахождения обучающегося, фамилии, имени отчества, контактных данных ответственного за жизнь и здоровье обучающегося (законного представителя, руководителя секции, студии, кружка и т.д.).
Журнал учета обучающихся, покинувших учреждение образования. Карта класса разрабатываются учреждением образования.
- Порядок пользования средствами обучения и воспитания,физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой учреждения образования
Обучающиеся обязаны бережно относиться к зданиям, сооружениям, оборудованию, транспортным средствам и иному имуществу учреждения образования, пользование которым должно осуществляться в соответствии с назначением имущества, требованиями к использованию средств обучения и воспитания, учебного и спортивного оборудования;
учебные занятия проводятся в кабинетах, где за каждым закреплено определенное место;
обучающиеся обеспечивают сохранность печатных (учебники, учебные пособия, книги для чтения, атласы, и т.п.), наглядных (плакаты, карты, таблицы и др.), демонстрационных (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и др.) средств обучения;
учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.), тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.), учебную технику (компьютеры, и др.технику) используют строго по назначению и под контролем педагогического работника;
на учебных занятиях в учебных мастерских они:
надевают спецодежду (фартуки, нарукавники), индивидуальные защитные приспособления (специальные очки или маску для предохранения от разлетающихся осколков.);
все виды работ выполняют в соответствии с указаниями педагогического работника, требованиями инструкций по охране труда и технике безопасности;
сдают остатки материалов или незаконченные изделия по завершении занятия; раскладывают инструменты в правильном порядке, проверяют их перед сдачей педагогу;
к выполнению лабораторной или практической работы приступают только с разрешения учителя, после изучения методики и требований по их безопасному выполнению;
во время демонстрационных опытов они находятся на своих рабочих местах, по указанию педработника могут пересесть на другое, более безопасное место;
запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе,
обо всех разлитых и рассыпанных реактивах они сообщают учителю или лаборанту, запрещается самостоятельно убирать любые вещества;
не оставляют без присмотра включенные нагревательные приборы;
проводят уборку рабочих мест по окончании работы в соответствии с указаниями педагога.
- Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом
К учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (далее – уроки физической культуры) допускаются обучающиеся, которые не имеют медицинских противопоказаний; а, освобожденные от уроков физической культуры, присутствуют на уроке с классом (группой);
На уроках они обязаны быть в спортивной форме и чистой спортивной обуви;
до начала урока физической культуры все снимают часы, цепочки, серьги и другие металлические предметы. Ценные вещи передают учителю физической культуры;
переодеваются в специально отведенном месте – спортивной раздевалке, где запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим обучающимся. В случае возникновения конфликтной ситуации, они должны сообщить об этом учителю.
На уроках физической культуры обучающиеся обязаны:
бережно относиться к спортивному инвентарю, использовать его только по назначению; внимательно слушать и выполнять все команды учителя;
выполнять только те упражнения, которые он разрешил выполнять, не мешать другим обучающимся выполнять упражнения;
запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.
во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) обучающийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других школьников;
во время проведения спортивных игр все обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам;
запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя;
при обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом педагогу;
в случае плохого самочувствия (своего или других учащихся) обучающийся должен также незамедлительно сообщить об этом, а также информировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока.
В целях безопасного проведения занятий необходимо прохождение инструктажа по вопросам безопасности занятий физической культурой и спортом, профилактики и предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях.
Занятия не допускаются в случаях:
отсутствия при проведении спортивных и спортивно-массовых мероприятий медицинского работника и специалиста в сфере физической культуры и спорта, при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий – специалиста в сфере физической культуры и спорта;
наличия сложных метеорологических условий;
неисправности физкультурно-спортивного сооружения, спортивного инвентаря и оборудования.
- Организация свободного время обучающихся
Свободное время предполагает:
отдых, личное время, свободное общение со сверстниками и педагогическими работниками;
участие в мероприятиях, посещение занятий в объединениях по интересам;
участие в различных видах досуговой деятельности.
Организация свободного времени обучающихся в ГУО “Специальная школа г.Гродно” осуществляется в соответствии с планами воспитательной работы, утвержденными заместителем директора по воспитательной работе учреждения образования, под обязательным контролем педагогических работников.
Приложение
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- I.Кодекс Республики Беларусь об образовании.
- II. Постановления Министерства образования Республики Беларусь:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 84 а «Об утверждении Положения о совете учреждения образования»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. №82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9 «Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы».
III. Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь:
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 197 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».
- IV.Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».
- V.Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусьот 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
- VI. Приказы Министерства образования Республики Беларусь:
приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 «Об утверждении Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении», «Об утверждении Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении»;
приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 сентября 2011 г. № 599 «О дополнительных мерах по профилактике курения в учреждениях образования».
VII. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь:
комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «Урок футбола» («Час футбола») в учреждениях образования (методические рекомендации) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2008. – № 14;
методические рекомендации «Планирование воспитательной работы и ее учет» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – № 6;
методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – № 18;
рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;
рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;
рекомендации по организации деятельности классного руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;
методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;
методические рекомендации по организации труда и отдыха обучающихся 14-18 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;
перечень объединений по интересам, направленных на развитие творческих способностей обучающихся и включение их в различные виды социально-значимой деятельности, обеспечиваемых бюджетным финансированием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;
требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;
методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;
перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 14.06.2018.