«МЕРЫ НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ»
«Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление» И.Кант
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра! Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье.
Занимаясь воспитанием, мы, используем всевозможные способы и методы, однако важно, чтобы они определялись гуманистической направленностью, стремлением помочь ребенку, а также умением родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящее в его душевном мире.
Наказания и поощрения — суть, отрицательное и положительное подкрепление действий ребенка для регуляции его поведения. Слово «наказание» для многих ассоциируется с агрессией, физическим насилием, детскими криками и слезами. Такая расправа над ребенком — не является наказанием, а демонстрацией своего превосходства над слабым и беззащитным. Наказание из древних времен произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление. Наказание детей всегда необходимо сопровождать сочувствием, поддержкой, прощением и обучением.
Цель, как поощрения, так и наказания всегда состоит в том, чтобы помочь детям в приобретении знаний, умений и навыков для использования их в своей жизни. Применять поощрение и наказание, в процессе воспитания детей, необходимо разумно, осознанно и помнить о том, что оба метода влияют на самооценку ребенка.
Как наказывать подростка с пользой для формирующейся личности?
- Наказание никогда не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому!
- Если сомневаетесь, наказывать или нет - не наказывайте!
- Не наказывайте детей за проступки, о которых вы узнали спустя время.
- В основе наказания должны лежать правила, выработанные совместно с ребенком и принятые им. Это своеобразный «договор» между родителями и ребенком.
- Среди форм наказания должны отсутствовать все варианты насилия.
- Наказание, по возможности, должно следовать сразу же за провинностью.
- Наказание должно быть соизмеримо проступку.
- Если родитель предупредил о наказании за проступок, то надо придерживаться выбранной линии.
- Наказывая, демонстрируйте искренние эмоции, но не давайте подростку повода думать, что теперь вы стали любить его меньше, чем любили до проступка.
Рассмотрим некоторые виды наказания более подробно:
Запрет на приятные для ребенка занятия. Эта форма наказания зарубежными психологами была обозначена как «Тайм-аут». Таким наказанием ребенок на определенное время лишается приятного для него занятия, увлечения.
Используя «Тайм-аут», также необходимо соблюдать ряд условий.
1. Обозначить для ребенка, за какую провинность последует его наказание.
2. Перед наказанием ребенку должно быть сделано 1-2 предупреждение.
3. Заранее сказать ребенку, на какой период ему будет запрещено любимое занятие и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
4. У взрослого должен быть спокойный, без эмоций, невозмутимый вид.
5. Последовательность действий.
- Лишение поощрения. Такая форма наказания может быть использована родителем, если в семье применяется определенная система поощрений. Лишение награды является действенным способом наказания.
- Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей. Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность (сенситивность) к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.
Важно! Подросток уже не ребенок, ему многое понятно и доступно, потому самое действенное наказание – это понимание содеянного!
Отечественные и зарубежные психологи рекомендуют родителям в процессе взаимодействия с детьми использовать позитивный подход и переключить свое внимание с плохих поступков на хорошие. Позитивный подход включает в себя: поощрения, награды и демонстрацию одобрительного отношения к ребенку.
Рассмотрим поощрения более подробно:
- Похвала — это самый распространенный способ родительского поощрения. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватные его реальным достижениям и возможностям. Главное в похвале, то какие выводы из нее делает сам ребенок, а не ее текст. Если она для него реалистична, в отношении его возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивное воздействие на его саморегуляцию, а если она надумана, то эффект будет обратным позитиву. Необоснованная похвала воспринимается ребенком как насмешка. Не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не возникло чувство зависимости, подчиненности (особенно у подростков), ибо может возникнуть страх лишения позитивной оценки, неуверенность в своих силах, или же наоборот, потеряется критичность к себе.
Ни в коем случае нельзя хвалить подростка в сравнении с кем либо, это может породить конкуренцию, ревность, зависть в общении со сверстниками, и не нужно хвалить в присутствии группы сверстников, которые могут не так понять, т.к. их оценка может не совпасть с оценкой родителя.
- Ласка является позитивным контактом ребенка с родителем в словесной (вербальной) или тактильной (касание), и другой невербальной форме (мимика, жесты, поза). Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.
- Совместная деятельность, как метод поощрения ребенка — это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако не должно быть так, чтобы совместная деятельность с родителем в жизни ребенка, выступала лишь как средство поощрения.
- Материальное поощрение детей — (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия.
ПООЩРЕНИЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАКАЗАНИЙ. Важно! Поощрения нужно психологически правильно вставлять в родительское воспитание ребенка, их не может быть слишком много, поощрения должны стимулировать ребенка к самостоятельности и к творчеству, они должны создавать атмосферу принятия, любви к ребенку, подтверждения его значимости и самоценности как личности.
Уважаемые родители, хочу отметить, что единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. К разным детям один и тот же подход не дает одинаковых результатов, ведь, сколько детей, столько разных характеров, личных качеств, присущих только одному ребенку. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания всех существующих методов, приёмов и средств воспитания!
Спасибо за внимание!