Роль семьи в правовом воспитании подростков
«Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — всё наголо видать» (В.П.Астафьев). |
Развитие правосознания — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю человеческую жизнь. Но многие взгляды, жизненные позиции, мотивы поведения формируются в детские годы. От того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
В каждом человеке с детства должно воспитываться уважение к обществу, его обычаям и традициям, к закону. Объяснять смысл этих понятий в элементарной форме необходимо не только в школе, но и в семье именно в тот период, когда идет формирование характера ребенка, его личностных и морально-волевых качеств, мировоззрения.
Важное место семьи в воспитании подрастающего поколения зафиксировано в Конституции, провозгласившей семью основной ячейкой общества, состоящей у самых истоков формирования личности. Здесь формируются основы характера человека, его потребности, интересы, осуществляются социальный контроль за направленностью личности. В семье получают развитие такие духовные ценности, как любовь к Родине, к родителям, уважение к страшим, гражданственность, патриотизм, коллективизм, высокое чувство долга, желание трудиться, справедливость, честность, доброжелательность, чуткость, нетерпимое отношение к злу и насилию, на которых основывается правовое воспитание.
Как известно семья — это коллектив. Теряя же признаки коллектива, семья теряет большую часть своей воспитательной роли. Лучшие условия для воспитания и развития ребенка складываются в семьях с двумя, тремя и более детьми. Здесь ребенок приучается соотносить свои желание с требованиями и потребностями других детей и членов семьи. Жизнь большой семьи представляет ребенку возможность в различных формах человеческих отношений. Дети, растущие в большой семье, легко превращаются в активных членов общества. Когда же ребенок один, он привыкает к знакам внимания, а отсутствие их воспринимаете как обиду, оскорбление.
Уровень право нарушающих проступков среди молодежи находится в прямой зависимости от образовательного и культурного уровня родителей. В малокультурных семьях уровень детской преступности значительно выше чем в высококультурных.
Детям свойственно подражательство они повторяют поступки взрослых и прежде всего своих родителей. Посему, поведение взрослых в семье является важным фактором формирования поведения детей.
К серьёзным последствиям негативного свойства ведёт занятость родителей на работе. Это основная причина безнадзорности детей. Будучи чрезмерно занятыми, они перестают участвовать в воспитании детей, не знают их потребностей, круг интересов теряют контроль за тем, чем дети занимаются вне дома. Контакты с детьми у таких родителей становятся не прочными, взаимодействия с детьми расстраиваются.
Важнейшим фактором воздействия семьи на личность детей, подростков, юношей является атмосфера родственных связей, эмоциональная близость между членами семьи. И главное, в общении с родителями и другими членами семьи у ребенка формируется такое человеческое чувство, как любовь, являющаяся важным средством приобщения молодых людей к миру, делающим постижение мира, приобщение к нему более богатым и совершенным. Любовь делает ребенка восприимчивым к нравственным установкам отца и матери, определяет прочность примера родителей для ребенка. Любовь выступает как эмоциональный важнейший фундамент, на котором в дальнейшем строятся более сложные социальные чувства. Любовь
делает духовный мир молодого человека богаче, а поступки его возвышенными и благородными. Аристотель говорил: " Любить, значит желать другому то, что считаешь за благо для себя, и желать при этом не ради себя, а ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо». У детей, которые долго жили в среде бедной на эмоциональные проявления, часто наблюдаются серьезные срывы в поведении не только в детстве, но и когда они становятся взрослыми. Они с трудом привязываются к людям, как правило оказываются неспособными стать кому-то опорой, как, впрочем, и сами мало нуждаются в поддержке других. Такие люди, как правило, становятся социально пассивной личностью. «Люди, воспитанные без родительской любви, часто неполноценные люди» — писал А. С. Макаренко.
Сила семейного влияния на ребенка в его непрерывности. Семья воспитывает не только тогда, когда родители осуществляют направленную воспитательную деятельность, но и своим укладом, ее традициями, потребностями, интересами. Однако влияние семьи на ребенка не всегда положительно. Немало семей, где бытует домострой, патриархальные отношения, жесткость, конфликтная атмосфера, создающая озлобленность во внутрисемейных отношениях. В некоторых семьях распространены хмельные застолья, неуважение к нравственным общепринятым ценностям, другие показывают детям пример антиобщественного поведения, нередко вовлекают их в противоправную или антисоциальную деятельность.
Стоит отметить, что не всегда правонарушителями становятся дети из неблагополучных семей. Бывает, что вседозволенность, порожденная чрезмерной опекой со стороны родителей, безнаказанность за совершение любого проступка приводят несовершеннолетнего на скамью подсудимых. Достаточно много у нас семей, замкнувшихся в своём «мирке», превратившие свой дом в маленькую крепость, в которой члены семьи укрываются от окружающего мира. Семья, замкнувшаяся в себе и заботящаяся лишь о собственном благополучии, бывает очень многим недовольна, пассивна в социальном плане, ребенок в ней формируется социальным потребителем, социальным иждивенцем.
В воспитании детей огромную роль играет личный пример взрослых, единство слова и дела, как можно более раннее приобщение к самостоятельному труду и деятельности в коллективе.
Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.