Правила внутреннего распорядка школы

Правила внутреннего распорядка

для обучающихся ГУО «Специльная школа г. Гродно»

 

  1. Прием в ГУО «Специальная школа г. Гродно»                                                               осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования.

 

  1. Порядок отчисления из ГУО «Специальная школа г. Гродно»

Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя ГУО «Специальная школа г. Гродно»  об отчислении обучающегося, которое оформляется приказом об отчислении с указанием оснований для его отчисления.

Обучающиеся отчисляются в связи с получением образования; досрочно.

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования с несовершеннолетним допускается только с уведомления соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа.

 

  1. Меры социальной поддержки обучающихся

Меры социальной поддержки обучающихся ГУО “Специальная школа г. Гродно”:

бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;

обеспечение бесплатным питанием;

обеспечение средствами и предметами первой необходимости;

охрана здоровья.

 

  1. Меры дисциплинарного взыскания и порядок применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся

За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

К  могут быть применены следующие меры: замечание; выговор; отчисление.

К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста семнадцати лет.

Данные меры применяются после предварительного применения мер педагогического воздействия и их недостаточной эффективности.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе учитывается тяжесть  проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося. Основания и ограничения применения мер дисциплинарного взыскания отражены в статье 128 Кодекса.

Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования.

Для применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

  1. Информация о правах обучающихся

Обучающиеся имеют право:

на получение образования в соответствии с образовательными программами специального образования;

на перевод в другое учреждение образования;

на восстановление для получения образования в учреждении образования,

на обучение по индивидуальному учебному плану, индивидуальной программе в случаях, предусмотренных Министерством образования Республики Беларусь;

на создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития;

на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса и бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также на получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

на бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений;

на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями и библиотекой;

на каникулы;

на поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

на получение платных услуг в сфере образования;

на участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной, инновационной деятельности; в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству и др.

 

  1. Информация об основных обязанностях обучающихся

Обучающиеся обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ специального образования, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования учредительных документов школы и данных правил;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

бережно относиться к имуществу  школы соблюдать ее традиции;

выполнять правила безопасного поведения, санитарно-гигиенические требования;

подчиняться решениям педагогического и методического советов, приказам директора, настоящим правилам.

  1. Информация о запрете

Запрещается:

курить; приносить, иметь, передавать, использовать алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, токсические и другие одурманивающие, наркотические, психотропные вещества и их аналоги и находиться под их воздействием в помещениях и на территории учреждения образования;

приносить в учреждение образования и иметь при себе опасные для жизни и здоровья предметы (оружие, боеприпасы, пиротехнические средства и др.);

использовать во время учебных занятий средства мобильной связи, не имеющие отношения к образовательному процессу;

использовать и распространять информацию, причиняющую вред здоровью и развитию;

пропускать занятия без уважительной причины;

уходить из школы без разрешения педагогических работников.

  1. Режим дня для обучающихся

Продолжительность основных компонентов режима дня должна соответствовать возрастным возможностям детей и особенностям состояния их здоровья.

Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме пятидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю, для проведения спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе занятий на учебно-производственных объектах.

Учебные занятия осуществляются в одну смену. Оптимальной является организация образовательного процесса с 8.30

Для организации внеучебной деятельности обучающихся используются помещения общего назначения: библиотека, актовый и спортивный залы, помещения для занятий по интересам и другие.

Длительность занятий по интересам определяется состоянием здоровья и не превышает 45 минут для детей в возрасте от 8 до 10 лет, 1,5 часа – для детей в возрасте от 11 лет.

  1. Меры по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса

Меры по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса включают:

оказание медицинской помощи;

определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул;

пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;

организацию оздоровления;

создание условий для занятий физической культурой и спортом;

профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на территории учреждения образования.

  1. Требования к одежде и внешнему виду обучающихся

В целях соблюдения эстетических и санитарных норм и правил на учебных занятиях, обучающиеся должны соблюдать деловой стиль в одежде, подразумевающий строгость, сдержанность в выборе ткани, цвета, покроя и аксессуаров.

Выбирая одежду, выдержанную в деловом стиле, следует придерживаться основных требований: удобство, соответствие размеру и сезону, использование натуральных тканей.

Во внеурочное время – повседневная одежда, не сковывающая движений, соответствующая воздушно-тепловому режиму школьных помещений.

Для занятий физической культурой – спортивная форма, спортивная обувь.

  1. Правила поведения обучающихся

11.1. во время проведения учебных занятий, перерывов между ними

Обучающиеся обязаны являться в учебное занятие не позднее, чем за 15 минут до звонка на первый урок, с выполненным домашним заданием, учебниками и учебными пособиями, тетрадями, другими необходимыми материалами;

занять свое рабочее место и приготовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему занятию;

встать в знак приветствия при входе педагогического работника в класс и сесть после ответа на приветствие и его разрешения;

на уроках они обязаны старательно овладевать знаниями, умениями и навыками, выполнять указания педагогического работника по порядку осуществления учебной деятельности, соблюдать порядок и дисциплину, правила по безопасному выполнению работ и правила пожарной безопасности; не шуметь, не отвлекаться  и не отвлекать других  от учебных занятий;

при необходимости выхода из класса необходимо получить разрешение педагогического работника;

поднимать руку при необходимости задать вопрос или при ответе на вопрос;

записывать домашнее задание в дневник;

предъявлять для проверки тетрадь, дневник для выставления отметок и внесения замечаний;

пользование мобильными телефонами, плейерами и другими гаджетами во время учебного занятия не допускается, на ГПД только под руководством педагогического работника в ситуациях, имеющих отношение к образовательному процессу;

обучающийся вправе покинуть класс после звонка после объявления  об окончании учебного занятия;

при опоздании на учебное занятие по уважительной причине необходимо постучать в дверь, извиниться и с разрешения педагогического работника сесть за парту.

Во время перерывов между занятиями (перемен) и после их окончания обучающийся обязан навести порядок на своем рабочем месте.

Во время перерыва запрещается:

самовольно открывать или закрывать окна;

облокачиваться о подоконники, свешиваться в открытые окна;

включать любые электроприборы;

толкать друг друга, применять физическую силу;

употреблять непристойные выражения и жесты.

11.2. в столовой

В столовой обучающиеся обязаны соблюдать правила личной гигиены, культуру питания, чистоту и порядок в помещении столовой.

Посещение столовой разрешается в сопровождении педагогического работника.

Во время посещения столовой обучающиеся должны:

вымыть руки перед приемом пищи;

не спешить, не разговаривать, не отвлекаться во время приема пищи;

сидеть прямо, соблюдать культуру питания;

унести посуду по завершении приема пищи;

убрать за собой мусор и спокойно покинуть обеденный зал.

Во время пребывания в столовой неукоснительно выполняют требования дежурного педагогического работника, работника столовой.

Обучающиеся 6-12 классов могут во время дежурств привлекаться: к сервировке столов (расстановка посуды, хлебниц, столовых приборов, салфеток); к раздаче на столы порционных блюд (кроме раздачи горячих первых и третьих блюд).

11.3. во время самоподготовки

Порядок выполнения домашних заданий выбирается школьниками по собственному усмотрению.

Во время самоподготовки они:

качественно и добросовестно выполняют учебные задания в соответствии с требованиями учебной программы в отведенное для этого время, слушают объяснения воспитателя;

обращаются к воспитателю в случаях затруднения при выполнении домашнего задания;

осуществляют самоконтроль, представляют выполненное домашнее задания воспитателю;

соблюдают порядок на рабочем месте;

берегут имущество, учебники и учебные пособия, средства обучения.

11.4. на территории учреждения образования

На территории учреждения образования обучающиеся должны соблюдать нормы техники безопасности, в том числе противопожарной безопасности; энерго- и ресурсосбережения;

соблюдать правила безопасности во время игр на спортивной площадке, во дворе, зонах отдыха; игры, занятия на спортивных снарядах проводятся в присутствии педагогического работника;

не разрешается самовольно устраивать катки, ледяные дорожки;

запрещается провоцировать драки и участвовать в них;

не разрешается самовольно покидать территорию школьного двора.

11.5. в общественных местах, во время экскурсий, посещения музеев и др.

К участию в культурно-массовых мероприятиях, к проведению экскурсий  и посещению социокультурных учреждений допускаются обучающиеся, ознакомленные с программой мероприятия и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Руководитель группы составляет и утверждает маршрутный лист, в котором указывается место проведения мероприятий, транспортные, временные и иные ресурсы, необходимые для его посещения.

Обучающиеся обязаны:

быть соответственно одеты, не иметь при себе предметов, которые создают опасность во время проведения экскурсии;

передвигаться только группами в сопровождении руководителя группы, слушать его указания, быть внимательными при нахождении в общественных местах;

уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к  памятникам истории и культуры;

своевременно информировать руководителя группы об ухудшении состояния здоровья или травмировании.

Правила поведения перед началом поездки:

спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;

не выходить навстречу приближающемуся автобусу;

по команде руководителя группы спокойно войти в салон автобуса после его полной остановки;

занять место для сидения, при этом первыми входят старшие дети, занимающие места в дальней от водителя части салона.

Правила поведения во время поездки в транспорте. Запрещается:

открывать окна, форточки и вентиляционные люки;

загромождать проходы в пассажирском салоне сумками, портфелями и т.п.;

отвлекать водителя во время движения разговорами;

после завершения поездки следует выходить из автобуса спокойно, не торопясь, после полной его остановки и с разрешения руководителя группы, при этом первыми выходят дети, занимающие места у выхода из салона.

  1. Порядок выхода за территорию учреждения образования и поведение обучающихся во время выхода за территорию учреждения образования

Выход за территорию учреждения образования, освобождение обучающихся от учебных, коррекционных и иных обязательных занятий для участия в мероприятиях, установленных планом работы ГУО “Специальная школа г. Гродно”, иных случаях допускается:

по письменному заявлению его законных представителей,

приказу директора школы.

При выходе за территорию они обязаны записаться в «Журнале учета обучающихся, покинувших учреждение образования».

Ответственность за сопровождение, жизнь и здоровье, безопасность передвижения их вне территории школы  несут их законные представители.

Данные заявления о передвижении обучающихся во время выхода за территорию учреждения образования в течение определенного временного промежутка (учебный год, полугодие, четверть, месяц) фиксируются педагогическим работником в Карте класса с указанием местонахождения обучающегося, фамилии, имени отчества, контактных данных ответственного за жизнь и здоровье обучающегося (законного представителя, руководителя секции, студии, кружка и т.д.).

Журнал учета обучающихся, покинувших учреждение образования. Карта класса разрабатываются учреждением образования.

  1. Порядок пользования средствами обучения и воспитания,физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой учреждения образования

Обучающиеся обязаны бережно относиться к зданиям, сооружениям, оборудованию, транспортным средствам и иному имуществу учреждения образования, пользование которым должно осуществляться в соответствии с назначением имущества, требованиями к использованию средств обучения и воспитания, учебного и спортивного оборудования;

учебные занятия проводятся в кабинетах, где за каждым закреплено определенное место;

обучающиеся обеспечивают сохранность печатных (учебники, учебные пособия, книги для чтения, атласы, и т.п.), наглядных (плакаты, карты, таблицы и др.), демонстрационных (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и др.) средств обучения;

учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.), тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.), учебную технику (компьютеры, и др.технику) используют строго по назначению и под контролем педагогического работника;

на учебных занятиях в учебных мастерских они:

надевают спецодежду (фартуки, нарукавники), индивидуальные защитные приспособления (специальные очки или маску для предохранения от разлетающихся осколков.);

все виды работ выполняют в соответствии с указаниями педагогического работника, требованиями инструкций по охране труда и технике безопасности;

сдают остатки материалов или незаконченные изделия по завершении занятия; раскладывают инструменты в правильном порядке, проверяют их перед сдачей педагогу;

к выполнению лабораторной или практической работы приступают только с разрешения учителя, после изучения методики и требований по их безопасному выполнению;

во время демонстрационных опытов они находятся на своих рабочих местах, по указанию педработника могут пересесть на другое, более безопасное место;

запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе,

обо всех разлитых и рассыпанных реактивах они сообщают учителю или лаборанту, запрещается самостоятельно убирать любые вещества;

не оставляют без присмотра включенные нагревательные приборы;

проводят уборку рабочих мест по окончании работы в соответствии с указаниями педагога.

  1. Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом

К учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (далее – уроки физической культуры) допускаются обучающиеся, которые не имеют медицинских противопоказаний; а, освобожденные от уроков физической культуры, присутствуют на уроке с классом (группой);

На уроках они обязаны быть в спортивной форме и чистой спортивной обуви; 

до начала урока физической культуры все снимают часы, цепочки, серьги и другие металлические предметы. Ценные вещи передают учителю физической культуры;

переодеваются в специально отведенном месте – спортивной раздевалке, где запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим обучающимся. В случае возникновения конфликтной ситуации, они должны сообщить об этом учителю.

На уроках физической культуры обучающиеся обязаны:

бережно относиться к спортивному инвентарю, использовать его только по назначению; внимательно слушать и выполнять все команды учителя;

выполнять только те упражнения, которые он  разрешил выполнять, не мешать другим обучающимся выполнять упражнения;

запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.

во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) обучающийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других школьников;

во время проведения спортивных игр все обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам;

запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя;

при обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом педагогу;

в случае плохого самочувствия  (своего или других учащихся) обучающийся должен также незамедлительно сообщить об этом, а также информировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока.

В целях безопасного проведения занятий необходимо прохождение инструктажа по вопросам безопасности занятий физической культурой и спортом, профилактики и предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях.

Занятия не допускаются в случаях:

отсутствия при проведении спортивных и спортивно-массовых мероприятий медицинского работника и специалиста в сфере физической культуры и спорта, при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий – специалиста в сфере физической культуры и спорта;

наличия сложных метеорологических условий;

неисправности физкультурно-спортивного сооружения, спортивного инвентаря и оборудования.

  1. Организация свободного время обучающихся

Свободное время предполагает:

отдых, личное время, свободное общение со сверстниками и педагогическими работниками;

участие в мероприятиях, посещение занятий в объединениях по интересам;

участие в различных видах досуговой деятельности.

Организация свободного времени обучающихся в ГУО “Специальная школа г.Гродно” осуществляется в соответствии с планами воспитательной работы, утвержденными заместителем директора по воспитательной работе учреждения образования, под обязательным контролем педагогических работников.

 

Приложение

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. I.Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. II. Постановления Министерства образования Республики Беларусь:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 84 а «Об утверждении Положения о совете учреждения образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. №82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9 «Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы».

III. Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь:

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 197 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».

  1. IV.Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет»;

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»;

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».

  1. V.Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусьот 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
  2. VI. Приказы Министерства образования Республики Беларусь:

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 «Об утверждении Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении», «Об утверждении Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении»;

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 сентября 2011 г. № 599 «О дополнительных мерах по профилактике курения в учреждениях образования».

VII. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь:

комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «Урок футбола» («Час футбола») в учреждениях образования (методические рекомендации) // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2008. – № 14; 

методические рекомендации «Планирование воспитательной работы и ее учет» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – № 6; 

методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – № 18;

рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;

рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018; 

рекомендации по организации деятельности классного руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018; 

методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;

методические рекомендации по организации труда и отдыха обучающихся 14-18 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;

перечень объединений по интересам, направленных на развитие творческих способностей обучающихся и включение их в различные виды социально-значимой деятельности, обеспечиваемых бюджетным финансированием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018; 

требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018; 

методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 15.06.2018;

перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 14.06.2018.