ОСВОД

Опасность на воде!

Для того, чтобы отдых приносил только удовольствие, не стоит забывать об основных правилах безопасности. Безусловно,  чрезвычайных ситуаций на воде следует избегать, однако, если уж Вы или окружающие оказались в форс-мажорных обстоятельствах, то необходимо четко знать, как действовать.

Одна из проблем во время плавания – это чувство меры, которое многие теряют, забывая, что долгое пребывание в воде приводит к переохлаждению организма. Если Вы почувствовали озноб, надо немедленно выйти на берег и сделать короткую, но энергичную пробежку. Продолжительность купания зависит от температуры воздуха и воды, силы ветра. Наиболее благоприятные условия -  ясная безветренная погода от  +25°С и вода не ниже  +18°С.

Не ныряйте с разбегу, заходите в воду постепенно, чтобы дать телу привыкнуть к перепаду температур и избежать спазмов кровеносных сосудов. Если вы много времени провели на солнце, не спешите: отойдите в тень, остыньте и только потом идите плавать. Не стоит купаться натощак или сразу после еды. Делать это лучше через полтора часа после приема пищи. Ни в коем случае  не заходите в воду во время грозы! Научитесь отдыхать на воде: лежа на спине или прижав колени и локти к груди и животу (поплавком). Совершая дальние заплывы, экономно расходуйте силы, время от времени отдыхайте. Не отплывайте далеко от берега на надувных матрацах и кругах. Если плаваете плохо, держитесь поближе к берегу, чтобы в любой момент коснуться дна ногами.

Довольно частое происшествие – судорога. Она может возникнуть когда угодно и где угодно, поэтому готовым нужно быть всегда. Если Вы почувствовали, что свело ногу (чаще всего икроножную мышцу)  - не паникуйте и не теряйтесь. Сделайте глубокий вдох и погрузитесь под воду с головой. Крепко ухватите рукой большой палец  и сильно тяните ступню на себя, пока нога не выпрямится полностью. Сразу же плывите к берегу.

Ещё одна опасность, которая может возникнуть на Вашем пути – водоворот. В таком случае следует набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав рывок в сторону течения, всплыть на поверхность. Если же Вы попали в сильное течение, не плывите против него: используйте течение, чтобы приблизиться к берегу. Помешать купанию могут также заросли водорослей. Запутаться в них – дело, конечно, совершенно неприятное, однако справиться с растениями не так уж и сложно. Держась на плаву, спокойно подтяните ноги и осторожно освободитесь от водорослей.

И, наконец, самое страшное, что может произойти – Вы начали тонуть. Держать себя в руках в данной ситуации очень сложно, однако необходимо. Не барахтайтесь, успокойтесь и  перевернитесь на живот или на спину, раскиньте как можно шире руки и ноги – так вы всплывете на поверхность. Лежа на животе, чтобы сделать новый вдох, поднимите голову, а затем выдыхайте в воду. Лежа на спине, дышите медленно и глубоко. Не выдыхайте до конца, в легких всегда должен оставаться воздух, он будет поддерживать Вас. Руками слегка загребайте воду под себя, это тоже поможет оставаться на плаву. Немного отдохнув, плывите к ближайшему берегу.

Утверждение, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, действует не всегда! Имейте в виду, что в какой-то момент спасение утопающих может стать делом Ваших руках, и Вы к такому повороту событий должны быть готовы. Итак, для начала позовите на помощь других людей или спасателей, когда таковые рядом имеются. Бросьте тонущему спасательный круг или длинную веревку с узлом на конце. Если есть лодка, то подплывите к человеку на ней и попробуйте помочь. Если же Вы плаваете хорошо и уверены в своих силах, постарайтесь добраться до горе-пловца самостоятельно. Приблизившись, обхватите его сзади за плечи и постарайтесь избежать судорожных попыток ухватиться за Вас, которые будет предпринимать паникующий тонущий человек, плывите с ним обратно. Если же утопающий без сознания, тащите его к берегу, взяв рукой под подбородок таким образом, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды. Попросите людей, находящихся рядом, вызвать скорую. Немедленно приступайте к оказанию первой помощи.

Паралич дыхательного центра наступает через 4-6 минут после погружения под воду, а сердечная деятельность может сохраняться до 15 минут, поэтому мероприятия по оказанию помощи должны выполняться быстро. Если пострадавший успел наглотаться воды или потерял сознание, необходимо сразу же удалить воду из его легких.  Для этого положите его животом на валик (бревно) или на колено так, чтобы голова свешивалась вниз. Затем резко нажимайте раскрытыми ладонями между лопаток. Повторять эту процедуру следует до тех пор, пока изо рта пострадавшего не потечет вода.

Если же дышать пострадавший после этого не начнет, нужно переходить к сердечно-легочной реанимации (СЛР). Переверните человека на спину и уложите его на твердую поверхность. Очистите нос и рот от грязи и ила. Приступайте к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца: 1 вдох – 5 нажатий (когда СЛР делает 1 человек) и 2 вдоха – 10 нажатий (когда СЛР делают 2 человека). Продолжайте до тех пор, пока пострадавший не сможет дышать самостоятельно.

Отдых у водоема, к сожалению, не всегда заканчивается удачно, поэтому к любым неожиданностям нужно быть готовым как физически, так и психологически. И здесь важно научиться контролировать себя в непредвиденных обстоятельствах, не позволять страху овладеть собой. Помните, как только Вы успокоитесь и соберетесь, выход из ситуации, даже чрезвычайной, найти будет гораздо быстрее и проще!  

Запрещается:

  • Заплывать за знаки ограждения и предупреждающие знаки
  • Купаться и нырять в запрещенных и неизвестных местах
  • Прыгать в воду с дамб, пристаней, катеров, лодок, плотов
  • Допускать шалости, связанные с нырянием и захватом конечностей          купающихся, взбираться на буи и другие технические сооружения
  • Подавать ложные сигналы бедствия;
  • Перемещаться в лодке с места на место при катании
  • Использовать для плавания доски, бревна, надувные матрасы, камеры автомашин и другие вспомогательные средства;
  • Загрязнять и засорять водоемы.

Правила безопасности для учащихся во время пребывания на берегах водоемов

1.При проведении экскурсий и походов не допускается купание в водоемах самостоятельно, без присмотра педагогов.

2.Купание проводится организованно: в присутствии лиц, умеющих плавать и оказывать помощь терпящим бедствие на воде.

3.Купание производить группами не более 10 человек в огражденных местах с глубиною не более полутора метра, продолжительностью 20 минут. Дно места купания должно быть очищено от посторонних предметов или иметь обрешетку. За купающимися должно вестись непрерывное наблюдение.

4.Во время купания запрещается спрыгивание в воду и ныряние с перил ограждения или с берега. Не допускаются шалости на воде.

5.В местах, специально оборудованных для купания, должны быть предусмотрены спасательные средства: спасательные круги из расчета один круг на пять купающихся, шест, спасательная веревка и лодка, оборудованная спасательным кругом и веревкой.

6.Для купания в летнее время выбирается тихо, неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и или дном. Границы места купания обозначаются буйками, обструганными и связанными между собой жердями. Перед началом купания необходимо обследовать место для купания.

7.Во время купания должен дежурить медработник для оказания первой помощи.

8.Запрещается купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждениями и запрещающими надписями. Запрещается купаться в необорудованных и незнакомых местах. Запрещается заплывать за буйки, обозначающие границы плавания, подплывать к моторным, парусным садам, весельным лодкам и др.

9.Запрещается прыгать с катеров, лодок, а так же сооружений, не приспособленных для этих целей.

10.Запрещаются игры с мячом, а так же шалости на воде связанные с нырянием и захватом купающихся.

11.Строго запрещается подавать сигналы ложной тревоги, плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах.

12.Соблюдение мер безопасности при купании и катании на лодках исключает несчастные случаи на воде.

 

Правила поведения учащихся при передвижении по льду

♦ Переходите водоёмы в специально оборудованных местах.

♦ При переходах вне переправ наметьте маршрут и при движении тщательно проверяйте прочность льда пешней или колом.

♦ Не подходите близко к вмерзшим предметам и растительности, мостам и дамбам – лёд на этих местах всегда тоньше.

♦ Будьте осторожны в местах с быстрым течением, в местах слияния рек, впадения в водоём ручьёв и сточных вод промышленных предприятий.

♦ Обходите места, покрытые толстым слоем снега, и темные пятна на снежном покрове.

♦ Не выходите на лёд поодиночке, если он недостаточно прочен.

♦ При групповом переходе соблюдайте дистанцию 5-6 метров.

♦ При переходе водоёма на лыжах отстегните крепления, снимите с рук петли палок и с одного плеча лямку рюкзака.

♦ Оказавшись на тонком, потрескивающем льду, не теряйтесь. Осторожно поверните обратно и скользящими шагами возвращайтесь по пройденному пути к берегу.

♦ Отправляясь на зимнюю рыбалку, не забудьте взять с собой простейшие спасательные средства. Пробивайте лунки на безопасно расстояниидруг от друга. Не собирайтесь на льду большими группами.

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

♦ переходить водоёмы по неокрепшему льду, в темное время суток, ненастную погоду, в непроверенных и малоизвестных местах;

♦ кататься на коньках, санках и лыжах, затевать игры на неокрепшем, рыхлом льду;

♦ проверять прочность льда ударом ноги;

♦ останавливаться у крутых берегов во время паводка и ледохода, приближаться к местам заторов льдов;

♦ переезжать на автомобильном и гужевом транспорте вне специально оборудованных переправ;

♦ выходить на подлёдную рыбалку до установления прочного ледостава и в период интенсивного таяния и разрушения льда;

♦ затевать игры и кататься на льдинах в период ледохода.

Правила поведения на льду

Известно немало трагичных случаев утопления детей в осенне-зимний период. Чтобы обучающих­ся вашего учреждения образования не коснулась беда, следует напоминать им о правилах безопасного поведения на льду. Это можно делать, к примеру, путем обсуждения на классных часах или же вывесить в классе соответствующую памятку, к которой школьники всегда смогут обратиться.

Лед в период с ноября по декабрь, т.е. до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро на­греваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым.

Как правило, водоемы замерзают неравномерно: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек, в которых нет русла придонной реки, подводных клю­чей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различ­ной прочностью и грузоподъемностью.

Это нужно знать:

безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной и 15 см в соленой воде;

прочность льда ослаблена в устьях и притоках рек, местах быстрого течения, бьющих ключей, стоко­вых вод, районах произрастания водной растительности, деревьев, кустов и камыша;

если температура воздуха держится выше О "С более трех дней, то прочность льда уменьшается на 25 %;

прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета прочный, прочность белого льда в два раза меньше; серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен.

Выделим основные правила безопасного поведения на льду:

не выходить на лед (на рыбалку, катание на лыжах, коньках) без сопровождения взрослых;

нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь);

нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, это означает, что лед тонкий, по неу ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин;

особенно осторожным нужно быть в местах, покрытых толстым слоем снега, в местах быстрого тече­ния и выхода родников, вблизи выступающих над поверхностью кустов, осоки, травы, в местах впаде­ния в водоемы ручьев, сброса вод промышленных предприятий;

если есть рюкзак, то его следует повесить на одно плечо, что позволит легко освободиться от груза в случае, если лед провалится.

Что делать, если провалился под лед:

не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание;

широко раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, чтобы не погрузиться в воду с головой;

по возможности перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечет под лед;

попытаться осторожно, не обламывая кромку, без резких движений, наползая грудью, лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал, медленно откатиться от кром­ки и ползти к берегу;

передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность.

Если нужна ваша помощь:

вооружитесь любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду;

следует ползком, широко расставляя руки и ноги, толкая перед собой спасательные средства, осторож­ но двигаться по направлению к полынье;

остановитесь от находящегося в воде человека на расстоянии нескольких метров, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест;

осторожно вытащите пострадавшего на лед и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны;

ползите в ту сторону, откуда пришли;

доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь: снимите с него одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи) смоченной в спирте суконкой  или руками, напоите постра­давшего горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь, в подобных случаях это может вызвать летальный исход